Программа модернизации жилищно-коммунального хозяйства Республики Казахстан на 2011-2020 годы (далее - Программа) направлена на обеспечение надлежащего содержания жилищного фонда и модернизацию коммунальной инфраструктуры.

На первом этапе до 2015 года предусмотрено достижение следующих целевых индикаторов:

снизить с 32% до 22% долю объектов кондоминиума, требующих капитального ремонта;

модернизировать 24 400 км сетей;

обеспечить, чтобы не менее 50% потребителей в каждом регионе страны были удовлетворены качеством коммунальных услуг.

Программа охватывает два направления: жилищный и коммунальный секторы.

Жилищный сектор.

В целом по республике насчитывается 105 122 многоквартирных жилых домов, из них:

Требующих, проведения капитального ремонта – 29 751 дом или 28%;

        аварийных домов, подлежащих сносу – 3 807 домов или 3,6%;

в надлежащем состоянии находится 71 560 домов или 68%.

Жилищный сектор в республике является третьим крупнейшим потребителем тепловой и электрической энергии после сектора энергетики и производства. Жилые здания потребляют 13,5% электрической и 24% тепловой энергии.

Поэтому в рамках Программы поставлена задача по достижению экономии теплопотребления до 30% при проведении капитального ремонта с термомодернизацией.

За период реализации Программы было обеспечено снижение доли объектов кондоминиума, требующих капремонта с 32% до 28%.

За период 2011-2012 годы на реализацию Программы из республиканского бюджета было выделено 17 842 млн. тенге, по состоянию на 10 октября 2014 года местными исполнительными органами фактически освоено 17 779 млн. тенге или 99,6% (неосвоение средств составляет 63 млн. тенге).

На сегодняшний день из запланированных к ремонту 1 360 многоквартирных жилых домов отремонтировано 1 352, в 8 домах ремонтные работы продолжаются.

В 2013 году из-за отсутствия бюджетного финансирования работы по ремонту домов не производились.

В связи с чем, ремонт домов производился за счет возвратных средств (отремонтировано 79 домов на общую сумму 863,1 млн. тенге).

На 2014 год из республиканского бюджета выделено 11 847,9 млн. тенге на ремонт 698 домов. В настоящее время ремонт 140 домов завершен.

По состоянию на 10 октября 2014 года возврат средств составляет 2 659 млн. тенге или 71% при плане 3 722 млн. тенге.

За счет возвратных средств отремонтировано 105 домов на общую сумму 1 189 млн. тенге, в том числе в текущем году отремонтировано 24 дома на общую сумму 315 млн. тенге.

В 2011-2012 годах ремонт многоквартирных жилых домов проводился по двум механизмам: через капитализацию СПК (первый) и государственных предприятий (второй), при этом в 2012 году по второму механизму выделялись бюджетные кредиты (под 0,1% на 7 лет).

Наличие двух механизмов в определенной степени затрудняло реализацию Программы, а самое главное участие в ней населения. В частности, выбор подрядной организации, проведение конкурсных процедур по выбору подрядчика (проходило без участия жильцов), обязательность первоначального взноса, отсутствие требований по видам ремонтных работ (практически везде проводился текущий ремонт).

Учитывая имеющиеся недостатки и упущения, в начале               2014 года Министерством совместно с акиматами был полностью проанализирован ход реализации Программы. В результате в апреле месяце текущего года были внесены соответствующие изменения и дополнения.

  • Так, в Программе определен единый механизм (если раньше ремонт производился через СПК и ГКП, то сегодня ремонт производится через капитализацию специализированной уполномоченной организации).
  • исключены требования о первоначальном взносе для жителей в размере 3%, 5% и 7%;
  • предусмотрены меры по повышению энергоэффективности проектов по ремонту путем обязательной установки автоматизированных систем регулирования теплопотребления (АТП) и общедомовых приборов учета тепла;
    • определены минимальные и максимальные пакеты работ по капитальному ремонту;
    • упрощен порядок заключения договоров на проведение ремонта;
    • предоставлена возможность проведения экспертизы проектно-сметной документации организацией по выбору жителей домов, исключая условие об обязательном прохождении государственной экспертизы;
    • исключены условия о проведении конкурса на государственные закупки услуг по ремонту домов, предоставляя общему собранию жителей возможность выбора подрядной организации.

Принятые меры направлены на достижение более эффективного уровня потребления энергии, ее автоматизации и экономии. В качестве примера можно привести уже имеющийся положительный опыт в регионах, где собственники после проведения ремонта ощутили экономию в оплате за потребленную тепловую энергию в размере 30-40 % (г. Астана, Актобе, Караганда и др.)

        Несмотря на положительную динамику роста количества заявок от населения для участия в Программе, имеются ряд объективных причин, которые отрицательно сказываются на ходе ее реализации. А именно:

Первое. Несвоевременное оформление местными исполнительными органами бюджетных заявок.

Основная проблема связана с подготовкой проектно-сметной документации для проведения ремонта домов. Изначально идеология Программы заключалась в том, что собственники должны были за свои средства разработать данную документацию и после представить ее уполномоченному органу. На практике сложились трудности по вопросу сбора финансовых средств от собственников, поэтому документация на сегодняшний день разрабатывается за счет средств специализированных уполномоченных организаций, но с обязательным возвратом.

        Данная мера не позволяет местным исполнительным органам подготавливать своевременно и качественно бюджетные заявки.

Для решения данного вопроса нами инициирована процедура открытия новой бюджетной программы (подпрограммы) на уровне местного бюджета, которая позволит разрабатывать проектную документацию за счет средств местного бюджета на возвратной основе.

Второе. Слабо организована работа по использованию возвратных средств, поступающих от собственников на счета социально-предпринимательских корпораций.

За 2011-2012 годы социально-предпринимательским корпорациям было выделено (капитализировано) порядка                       6,8 млрд. тенге, работа проделана – ремонт произведен и эти средства в дальнейшем должны были быть использованы повторно для ремонта домов, после возвращения их собственниками.

Однако, практически во всех регионах возвратные средства, поступающие на счета социально-предпринимательских корпораций, не используются повторно для проведения ремонтных работ.

Для активизации работ по ремонту домов за счет возвратных средств акиматам рекомендовано передать данные средства из распоряжения социально-предпринимательских корпораций в ведение специализированных уполномоченных организаций по примеру города Алматы, что позволит увеличить охват домов подлежащих ремонту.

Третье. Качество проводимых ремонтных работ.

В период 2011-2012 годов реализация Программы осуществлялась в «пилотном» режиме. Был расписан пошаговый механизм ремонта домов - от получения согласия жильца на проведение ремонта и вплоть до подписания приемки выполненных работ после его завершения. Также был определен перечень конкретных действий в отношении каждого участника Программы.

Однако, в ходе реализации Программы местными исполнительными органами соблюдение утвержденного механизма не всегда обеспечивалось на должном уровне.

К примеру имели место случаи:

  1. когда решение о проведении ремонта собственниками помещений (квартир) принималось после начала ремонтных работ. Это грубое нарушение утвержденного механизма. Тем самым вопросы рассмотрения и утверждения сметы расходов, о размере ежемесячных взносов на сберегательный счет, графика и ежемесячных взносах в качестве оплаты ремонтных работ оставались не решенными;
  2. проведение ремонта домов с отклонениями от проектной документации, в том числе некачественно произведены работы по ремонту кровли, замене лифтового хозяйства, а также отделке фасадов.
  3. отсутствие контроля со стороны заказчиков, должного взаимодействия с жильцами домов, мониторинга гарантийного срока после завершения ремонтных работ (особенно после осенне-зимнего периода).

Вопросу качества ремонтных работ уделено особое внимание, приемка работ после их завершения подлежит в обязательном присутствии жильцов, представителей органов жилищной инспекции, государственного архитектурно-строительного контроля и иных уполномоченных органов и лиц.

Четвертое. Имеются предпосылки недостижения целевых индикаторов Программы из-за бюджетного недофинансирования.

Министерством ведется целенаправленная работа по совершенствованию жилищного законодательства. Так буквально в начале месяца текущего года при Вашей поддержке был принят и направлен в Сенат Парламента проект Закона «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам жилищных отношений».

Проект Закона направлен на повышение ответственности и обеспечения прозрачности деятельности органов управления, расширение компетенции жилищной инспекции и введение новых составов административных правонарушений, а также на формирование «эффективного собственника».

Никому не секрет, что на практике граждане не удовлетворены деятельностью органов управления, при этом сами жильцы не проявляют активное участие в управлении объектом кондоминиума.

Так, даже вопрос образования и регистрации объекта кондоминиума остается не решенным (процент регистрации объектов кондоминиума по республике составляет около 14 %). Несмотря на упрощенную процедуру регистрации, собственники домов не спешат воспользоваться данной возможностью.

Одним из немаловажных факторов в управлении дома, является соблюдение установленных требований в части содержания общего имущества. К примеру, существует слабая практика накопления денежных средств на капитальный ремонт дома, что предусмотрено законодательством (0,02 МРП).

В целях повышения активности собственников используются новые подходы в управлении многоквартирным домом, в частности внедрятся способ электронного управления.

Сегодня по городу Астана реализуется пилотный проект «Центр управления жильем», где раскрыта вся информация о деятельности органов управления, функционирует центр приема и обработки вызовов, а также имеется «личный кабинет» жильца, где можно в онлайн режиме участвовать в управлении жилым домом (голосовать, задавать вопросы, получать отчеты от органа управления и т.д.). Запланировано внедрение данного продукта в Кызылординской и Мангыстауской областях.

Подходы в управлении жилищным фондом путем использования информационных технологий уже предусмотрены в проекте Закона.

В целом после принятия данного проекта Закона будут приняты 2 новых нормативных правовых актов, а в 8 подзаконных актов будут внесены соответствующие изменения и дополнения.

Таким образом, по промежуточным результатам Программы отмечается положительный эффект на увеличение срока службы жилищного фонда, существенная экономия потребления тепловых энергии и, соответственно, рост желающих модернизировать свое жилье в рамках Программы.

Коммунальный сектор

За 2011-2013 годы за счет всех источников финансирования (РБ, МБ, собственные средства) модернизировано порядка 16 тыс. км сетей газо-, электро- и теплоснабжения, тем самым целевые индикаторы Программы достигнуты.

Из республиканского бюджета было выделено 34,2 млрд. тенге на реализацию 124 проектов, в рамках которых построено и реконструировано 1906 км инженерных сетей, (сети теплоснабжения

В 2014 году на развитие коммунального сектора выделено 20,8 млрд. тенге на реализацию 57 проектов (теплоснабжение – 12 проектов, газоснабжение – 20 проектов, электроснабжение – 14 проектов, теплоисточники- 11 проектов).

Планируется ввести в эксплуатацию 48 объектов, остальные 9 - переходящие.

Будет построено иреконструировано порядка 658 км. инженерных сетей(теплоснабжение – 74 км, газоснабжение – 483 км, электроснабжение (0,4кВ – 101 км)и 11 котельных.

В целях увеличения финансирования сектора ЖКХ необходимо внедрение механизма возвратного финансирования из бюджета и повышенияпривлекательности данной отрасли для частных инвестиций.

Для этого предлагаетсяразвить деятельность созданного АО «Фонд развития ЖКХ» (далее – Фонд), которая позволитувеличить объемы финансирования предприятий отрасли, в том числе, находящихся в частной собственности(к примеру: из 12,2 тыс. км сетей теплоснабжения порядка 2,7 тыс. км или 23% находятся в частной собственности).

Планируется выделять средства регионам через Фонд на возвратной основе, в том числе, предусмотренных в рамках отраслевых государственных программ.

Поэтапно внедрив эти механизмы, мы создадим условия для выхода предприятий на безубыточную деятельность и повышения их инвестиционной привлекательности.

Следует отметить, что большинство объектов теплоснабжения используется со сверхнормативным сроком эксплуатации. Средний износ сетей теплоснабжения составляет порядка 60%, а в некоторых регионах потери тепловой энергии в них достигают 36%.

Более половины котлов на теплоисточниках имеют низкий коэффициент полезного действия, который в среднем составляет 41%. В результате увеличиваются затраты на содержание и обслуживание котельных.

Все это приводит к увеличению аварий, сбоям в работе объектов жизнеобеспечения и ежегодным срывам качественного прохождения отопительных сезонов.

В этой связи, было принято решение инициировать разработку проекта Концепции реформирования сектора теплоснабжения городов и населенных пунктов (далее – Концепция).

Концепция определит основные направления формирования единой государственной политики в отрасли теплоснабжения (от теплоисточника до потребителя) и механизмы ее реализации.

При этом, существующая система тарифообразования не обеспечивает безубыточную и эффективную деятельность предприятий сектора теплоснабжения. Отсутствие рыночного механизма ценообразования в этой сфере, обоснованное существованием естественных монополий, при периодическом обострении проблем, связанных с высокой нагрузкой на население, а также недостаточным уровнем услуг, обрекает органы власти на постоянный поиск компромисса при утверждении тарифов.

Высокий процент тарифа на тепло в доле инфляции представляет одну из основных проблем тарифообразования.

В целях снижения нагрузки на государственный бюджет будут отработаны оптимальные объемы и схемы финансирования из республиканского и местных бюджетов, привлечения частных инвестиций, в том числе с использованием механизмов ГЧП.

В результате планируется повысить эффективность сектора теплоснабжения путем увеличения КПД на теплоисточниках до 85%, модернизировать до 6 тыс. теплоисточников и до 7 тыс. км. сетей теплоснабжения.

В заключении хотелось бы отметить, что реализация Программы позволила улучшить коммунальную инфраструктуру 118 населенных пунктов и обеспечить сельское население в количестве 454,4 тыс.чел. теплом, электричеством и газом

Опубликовано: 20 Октябрь 2014

Архив

Окт
2014
ПнВтСрЧтПтСбВс
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

Блог-платформа руководителей государственных органов

Перейти